DOI: 10.25628/UNIIP.2025.66.3.008
УДК: 711:725
Солодова Анна Юрьевна
АО «ЦНИИПромзданий», ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», Москва, Россия
Проектирование общеобразовательных организаций в условиях перехода на параметрический метод нормирования
Для цитирования
Солодова А. Ю. Проектирование общеобразовательных организаций в условиях перехода на параметрический метод нормирования // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2025. − № 3 (66). − С. 49-57. DOI 10.25628/UNIIP.2025.66.3.008
Статья поступила в редакцию: 30.05.2025.
Опубликована: 30.09.2025.
Аннотация. В статье анализируются подходы к нормированию зданий общеобразовательных организаций в период действия строительных норм и правил СССР и после введения в действие технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Определены проблемы преемственности, недостатки действующих нормативных документов, в которых частично сохранены предписывающие требования, сформированные для зданий, строившихся в 1970‑е годы, и выявлены нормативные пробелы. Предложены пути развития состава и содержания документов в области проектировании общеобразовательных организаций при переходе к параметрической системе нормирования.
Ключевые слова: общеобразовательная организация, типология, санитарно-эпидемиологические требования, строительные нормы и правила, параметрическое нормирование
Solodova Anna Yu.
JSC «Tsniipromzdany», Federal State Budgetary Institution Central Research and Design Institute of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation, Moscow, Russia
Design of educational buildings during the transition to the parametric standardization
Annotation. The article analyzes approaches to the Regulation of school buildings during the period of the USSR building Code and Rules and after the Introduction of technical regulations on the safety of buildings and structures. The problems of continuity and shortcomings of current regulatory documents have been identified, which partially preserve the prescriptive requirements formed for buildings built in the 1970s and there are regulatory gaps. The ways of developing the composition and content of documents in the field of designing school buildings during the realization the parametric rationing system are proposed.
Keywords: school building, typology, sanitary and epidemiological requirements, building codes, parametric standardization
Список использованных источников
- Агеева Е. Ю., Сидорина А. А. Тенденция развития архитектурной среды современных школьных зданий // Приволжский научный журнал. — 2016. — № 4. — С. 119–123: [сайт] — URL: https://pnj.nngasu.ru/about/vacancies.php?ELEMENT_ID=11388&sphrase_id=51329675 (дата обращения: 14.08.2025).
- Агеева Е. Ю., Сидорина А. А. Особенности проектирования школьных зданий на современном этапе // 17‑й Междунар. науч.-промышл. форум «Великие реки’2015»: в 3 т. Т. 2 / Нижегород. гос. архит.‑строит. ун-т; отв. ред. А. А. Лапшин. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. — С. 170–174: [сайт] — URL: https://www.nngasu.ru/word/reki2016/velikie_reki_tom_2_2015.pdf (дата обращения: 14.08.2025).
- Агеева Е. Ю., Сидорина А. А. Особенности проектирования современной начальной школы // Современные тенденции развития науки и технологий: сб. науч. тр. по материалам VI Междунар. науч.-практ. конф., г. Белгород, 30 сентября 2015 г.: в 10 ч. Ч. 6 / Агентство перспективных науч. исслед. (АПНИ). — Белгород: Эпицентр, 2015. — С. 113–115: [сайт] — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24285027 (дата обращения: 14.08.2025).
- Боголюбов Л. Н., Журин А. А., Иванова Т. В. и др. Образовательные стандарты отдельных стран мира // Общая методология, концептуальные основы, функции и структура государственных образовательных стандартов второго поколения: сб. науч. тр. — М.: ГНУ ИСМО РАО, 2005. — 128 с.
- Декларация «О праве детей на здоровье в цифровой образовательной среде». Екатеринбургская декларация VI нац. конгресса по школьной и университетской медицине с междунар. участием // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2018. — № 4. — С. 53–55: [сайт] — URL: http://schoolshealth.ru/arxiv/2018–2/4–2018‑sentyabr-dekabr-voprosy-shkolnoj-i-universitetskoj-mediciny-i-zdorovya.html (дата обращения: 14.08.2025).
- Клочко А. Р., Коровина Е. И. Развитие архитектуры школьных зданий в России и в мире // Архитектура и современные информационные технологии. — 2017. — № 2 (39). — С. 98–113: [сайт] — URL: https://marhi.ru/AMIT/2017/2kvart17/08_klichko-korovina/index.php (дата обращения: 14.08.2025).
- Кондаков А. М., Костылева А. А. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. — 2019. — Т. 16. — № 4. — С. 295–307: [сайт] — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42358361%C2%A0 (дата обращения: 14.08.2025).
- Левченко Ю. И., Кудрявцева С. П. Проектирование школ с профилированным обучением на примере отечественного и зарубежного опыта // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. — 2015. — № 2 (12). — С. 5–11: [сайт] — URL: https://xn--80aai1dk.xn--p1ai/journal/isvp/2‑12‑2015/arkhitektura-dizajn-rekonstruktsiya-i-restavratsiya (дата обращения: 14.08.2025).
- Солодова А. Ю., Лепешкина Е. А. Проектирование общеобразовательных организаций // Промышленное и гражданское строительство. — 2021. — № 3. — С. 23–30. — DOI: 10.33622/0869–7019.2021.03.23–30
- Солодова А. Ю. Принципы архитектурно-планировочной адаптации зданий общеобразовательных организаций к изменениям функционального процесса // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. профес.-препод. состава «Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ», Москва, 8–12 апреля 2019 г. Т. 1. — М.: Моск. архит. ин-т (Гос. акад.), 2019. — С. 446–447: [сайт] — https://elibrary.ru/item.asp?id=44337706 (дата обращения: 14.08.2025).
- Справочник архитектора / Академия архитектуры СССР, Отдел архит. справочников; ред. колл.: К. С. Алабян (гл. ред.), Н. П. Былинкин, В. А. Веснин, Н. С. Дюрнбаум (зам. гл. ред.), Н. Я. Колли и др. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1946–1960. — Т. 7, первый полутом: Общественные и коммунальные здания / ред.-сост. Н. Я. Колли, Н. С. Дюрнбаум, И. П. Домшлак. — 1949. — 439 с.: [сайт] — URL: https://tehne.com/library/spravochnik-arhitektora-tom-vii-pervyy-polutom-obshchestvennye-i-kommunalnye-zdaniya-moskva-1949 (дата обращения: 14.08.2025).
- Трубилин А. Г., Золотухина А. Д. Ликвидация безграмотности — самый масштабный социальный и образовательный проект в истории России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2022. — № 12–5 (75). — С. 16–21: [сайт] — URL: http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2023/01/Mezhdunarodnyj-Zhurnal-12–5.pdf (дата обращения: 14.08.2025).
- Чечель И. П. Формирование и развитие функционально-планировочной структуры общеобразовательных школ Белгородской области (1904–2020 гг.) // Вестн. БГТУ им. В. Г. Шухова. — 2020. — № 7. — С. 49–65. — DOI: 10.34031/2071‑7318‑2020‑5‑7‑49‑65
- Чечель И. П. Формирование структуры региональной информационной системы нормативных документов и межведомственной единой нормы в архитектурном проектировании зданий общеобразовательных школ в Белгородской области // Вестн. БГТУ им. В. Г. Шухова. — 2020. — № 6. — С. 77–87. — DOI: 10.34031/2071‑7318‑2020‑5‑6‑77‑87
- Яхкинд С. И., Солодова А. Ю. Совершенствование параметров обеспеченности объектами образования в нормативах градостроительного проектирования // Реабилитация жилого пространства горожанина: материалы ХХ Междунар. науч.-практ. конф. им. В. Татлина, 15 февраля 2024 г. / под общ. ред. проф. Е. Г. Лапшиной. — Пенза, 2024. — С. 45–48: [сайт] — URL: https://pguas.ru/images/pdf/tatlin/2024_Сборник_материалов_конференции_им._Татлина_2024.pdf (дата обращения: 14.08.2025).
- Яхкинд С. И., Солодова А. Ю. Общеобразовательные здания: объекты, потребность, условия размещения. От прошлого в перспективу // Промышленное и гражданское строительство. — 2025. — № 6. — С. 53–57. — DOI: 10.33622/0869–7019.2025.06.53–57
- Woolner P., Whelan A., Duthilleul Y. Constructing Education: An Opportunity Not to Be Missed INNOVATIVE LEARNING ENVIRONMENTS. Technical Report. — 2021. — March: [сайт] — URL: https://coebank.org/media/documents/Constructing_Education.pdf (дата обращения: 14.08.2025). — DOI: 10.13140/RG.2.2.17472.05127
- Nicholson Е. The School Buildingas Third Teacher. Children’s Spaces. — Oxford: Architectural Press; 2005. — 21 p.
References
- Ageeva E. Yu., Sidorina A. A. Tendenciya razvitiya arhitekturnoj sredy sovremennyh shkol‘nyh zdanij // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. — 2016. — № 4. — S. 119–123: [sajt] — URL: https://pnj.nngasu.ru/about/vacancies.php?ELEMENT_ID=11388&sphrase_id=51329675 (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Ageeva E. Yu., Sidorina A. A. Osobennosti proektirovaniya shkol‘nyh zdanij na sovremennom etape // 17‑j Mezhdunar. nauch.-promyshl. forum «Velikie reki’2015»: v 3 t. T. 2 / Nizhegorod. gos. arhit.‑stroit. un-t; otv. red. A. A. Lapshin. — N. Novgorod: NNGASU, 2015. — S. 170–174: [sajt] — URL: https://www.nngasu.ru/word/reki2016/velikie_reki_tom_2_2015.pdf (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Ageeva E. Yu., Sidorina A. A. Osobennosti proektirovaniya sovremennoj nachal‘noj shkoly // Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij: sb. nauch. tr. po materialam VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Belgorod, 30 sentyabrya 2015 g.: v 10 ch. Ch. 6 / Agentstvo perspektivnyh nauch. issled. (APNI). — Belgorod: Epicentr, 2015. — S. 113–115: [sajt] — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24285027 (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Bogolyubov L. N., Zhurin A. A., Ivanova T. V. i dr. Obrazovatel‘nye standarty otdel‘nyh stran mira // Obshchaya metodologiya, konceptual‘nye osnovy, funkcii i struktura gosudarstvennyh obrazovatel‘nyh standartov vtorogo pokoleniya: sb. nauch. tr. — M.: GNU ISMO RAO, 2005. — 128 s.
- Deklaraciya «O prave detej na zdorov‘e v cifrovoj obrazovatel‘noj srede». Ekaterinburgskaya deklaraciya VI nac. kongressa po shkol‘noj i universitetskoj medicine s mezhdunar. uchastiem // Voprosy shkol‘noj i universitetskoj mediciny i zdorov‘ya. — 2018. — № 4. — S. 53–55: [sajt] — URL: http://schoolshealth.ru/arxiv/2018–2/4–2018‑sentyabr-dekabr-voprosy-shkolnoj-i-universitetskoj-mediciny-i-zdorovya.html (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Klochko A. R., Korovina E. I. Razvitie arhitektury shkol‘nyh zdanij v Rossii i v mire // Arhitektura i sovremennye informacionnye tekhnologii. — 2017. — № 2 (39). — S. 98–113: [sajt] — URL: https://marhi.ru/AMIT/2017/2kvart17/08_klichko-korovina/index.php (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Kondakov A. M., Kostyleva A. A. Cifrovoe obrazovanie: ot shkoly dlya vsekh k shkole dlya kazhdogo // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Informatizaciya obrazovaniya. — 2019. — T. 16. — № 4. — S. 295–307: [sajt] — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42358361%C2%A0 (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Levchenko Yu. I., Kudryavceva S. P. Proektirovanie shkol s profilirovannym obucheniem na primere otechestvennogo i zarubezhnogo opyta // Inzhenerno-stroitel‘nyj vestnik Prikaspiya. — 2015. — № 2 (12). — S. 5–11: [sajt] — URL: https://xn--80aai1dk.xn--p1ai/journal/isvp/2‑12‑2015/arkhitektura-dizajn-rekonstruktsiya-i-restavratsiya (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Solodova A. Yu., Lepeshkina E. A. Proektirovanie obshcheobrazovatel‘nyh organizacij // Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel‘stvo. — 2021. — № 3. — S. 23–30. — DOI: 10.33622/0869–7019.2021.03.23–30
- Solodova A. Yu. Principy arhitekturno-planirovochnoj adaptacii zdanij obshcheobrazovatel‘nyh organizacij k izmeneniyam funkcional‘nogo processa // Nauka, obrazovanie i eksperimental‘noe proektirovanie v MARHI: tez. dokl. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. profes.-prepod. sostava «Nauka, obrazovanie i eksperimental‘noe proektirovanie v MARHI», Moskva, 8–12 aprelya 2019 g. T. 1. — M.: Mosk. arhit. in-t (Gos. akad.), 2019. — S. 446–447: [sajt] — https://elibrary.ru/item.asp?id=44337706 (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Spravochnik arhitektora / Akademiya arhitektury SSSR, Otdel arhit. spravochnikov; red. koll.: K. S. Alabyan (gl. red.), N. P. Bylinkin, V. A. Vesnin, N. S. Dyurnbaum (zam. gl. red.), N. Ya. Kolli i dr. — M.: Izd-vo Akad. arhitektury SSSR, 1946–1960. — T. 7, pervyj polutom: Obshchestvennye i kommunal‘nye zdaniya / red.-sost. N. Ya. Kolli, N. S. Dyurnbaum, I. P. Domshlak. — 1949. — 439 s.: [sajt] — URL: https://tehne.com/library/spravochnik-arhitektora-tom-vii-pervyy-polutom-obshchestvennye-i-kommunalnye-zdaniya-moskva-1949 (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Trubilin A. G., Zolotuhina A. D. Likvidaciya bezgramotnosti — samyj masshtabnyj social‘nyj i obrazovatel‘nyj proekt v istorii Rossii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. — 2022. — № 12–5 (75). — S. 16–21: [sajt] — URL: http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2023/01/Mezhdunarodnyj-Zhurnal-12–5.pdf (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Chechel‘ I. P. Formirovanie i razvitie funkcional‘no-planirovochnoj struktury obshcheobrazovatel‘nyh shkol Belgorodskoj oblasti (1904–2020 gg.) // Vestn. BGTU im. V. G. SHuhova. — 2020. — № 7. — S. 49–65. — DOI: 10.34031/2071‑7318‑2020‑5‑7‑49‑65
- Chechel‘ I. P. Formirovanie struktury regional‘noj informacionnoj sistemy normativnyh dokumentov i mezhvedomstvennoj edinoj normy v arhitekturnom proektirovanii zdanij obshcheobrazovatel‘nyh shkol v Belgorodskoj oblasti // Vestn. BGTU im. V. G. Shuhova. — 2020. — № 6. — S. 77–87. — DOI: 10.34031/2071‑7318‑2020‑5‑6‑77‑87
- Yahkind S. I., Solodova A. Yu. Sovershenstvovanie parametrov obespechennosti ob’ektami obrazovaniya v normativah gradostroitel‘nogo proektirovaniya // Reabilitaciya zhilogo prostranstva gorozhanina: materialy XX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. im. V. Tatlina, 15 fevralya 2024 g. / pod obshch. red. prof. E. G. Lapshinoj. — Penza, 2024. — S. 45–48: [sajt] — URL: https://pguas.ru/images/pdf/tatlin/2024_Sbornik_materialov_konferencii_im._Tatlina_2024.pdf (data obrashcheniya: 14.08.2025).
- Yahkind S. I., Solodova A. Yu. Obshcheobrazovatel‘nye zdaniya: ob»ekty, potrebnost‘, usloviya razmeshcheniya. Ot proshlogo v perspektivu // Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel‘stvo. — 2025. — № 6. — S. 53–57. — DOI: 10.33622/0869–7019.2025.06.53–57
- Woolner P., Whelan A., Duthilleul Y. Constructing Education: An Opportunity Not to Be Missed INNOVATIVE LEARNING ENVIRONMENTS. Technical Report. — 2021. — March: [sajt] — URL: https://coebank.org/media/documents/Constructing_Education.pdf (data obrashcheniya: 14.08.2025). — DOI: 10.13140/RG.2.2.17472.05127
- Nicholson E. The School Buildingas Third Teacher. Children’s Spaces. — Oxford: Architectural Press; 2005. — 21 p.