Шарль Бодлер: фланирование и метод корреспондентности

DOI: 10.25628/UNIIP.2025.66.3.013

УДК: 316.72, 304

Шарапов Иван Александрович
Уральский государственный архитектурно-художественный университет им. Н. С. Алферова (УрГАХУ), Екатеринбург, Российская Федерация

Шестаков Георгий Дмитриевич
Уральский государственный архитектурно-художественный университет им. Н. С. Алферова (УрГАХУ), Екатеринбург, Российская Федерация

Шарль Бодлер: фланирование и метод корреспондентности

Для цитирования
Шарапов И. А., Шестаков Г. Д. Шарль Бодлер: фланирование и метод корреспондентности // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2025. − № 3 (66). − С. 91-97. DOI 10.25628/UNIIP.2025.66.3.013

Статья поступила в редакцию: 18.03.2025.
Опубликована: 30.09.2025.

Аннотация. Проведен анализ фланирования и методологических предпосылок понятия корреспондентность, берущих исток в творчестве французского поэта Ш. Бодлера. Установлена связь понятий фланирование и корреспондентность. Выявлена рецепция понятия в ряде областей науки и искусства ХХ–ХХI веков. В контексте междисциплинарных связей корреспондентность предоставляет метод построения линейных, диалогических, системных, нелинейных связей, прогностический потенциал направленного обновления исследовательских траекторий в современном научном дискурсе взаимодействия человека, архитектуры, города, пространства культуры.

Ключевые слова: архитектура, город, корреляция, корреспондентность, ландшафт, поэтика пространства, фланирование, метод, Шарль Бодлер, Вальтер Руттман, Ги Дебор, Бернар Чуми, Рем Колхас


Sharapov Ivan A.
Ural State University of Architecture and Arts named by N.S. Alferov (USAAA), Yekaterinburg, Russian Federation

Shestakov Georgy D.
Ural State University of Architecture and Arts named by N.S. Alferov (USAAA), Yekaterinburg, Russian Federation

Charles Baudelaire: flanking and the method of correspondence

Annotation. The analysis of the methodological prerequisites of the concept of correspondence, originating in the work of the French poet Сh. Baudelaire. The connection between the concepts of flankin and correspondence has been established. The concept‘s reception in a number of fields of science and art of the XX–XXI centuries is revealed. In the context of interdisciplinary connections, correspondence provides a method for constructing linear, dialogical, systemic, and nonlinear connections that represent the predictive potential for targeted renewal of research trajectories in modern scientific discourse of human interaction, architecture, cities, and cultural spaces.

Keywords: architecture, city, correlation, correspondence, landscape, poetics of space, flanking, method, Charles Baudelaire, Walter Ruttman, Guy Debord, Bernard Tschumi, Rem Koolhaas


Список использованных источников

  1. Башляр Г. Избранное: поэтика пространства. — М.: Российская политическая энциклопедия РОССПЭН, 2004. — 376 с.
  2. Беньямин В. Бодлер. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. — 224 с.
  3. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. — М.: Аграф, 2002. — 288 с.
  4. Бодлер Ш. Парижский сплин. — М.: Рипол классик, 2003. — 224 с.
  5. Дебор Г. Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: статьи и декларации, 1952–1985. — М.: Гилея, 2018. — 388 с.
  6. Зенкин С. Н. Теория литературы: проблемы и результаты. — М.: Новое лит. обозрение, 2018. — 368 с.
  7. Корнель П. Пути к раю: комментарий к потерянной рукописи. — СПб.: Азбука-Классика, 1999. — 167 с.
  8. Лифшиц М. Почему я не модернист? — М.: Искусство — ХХI век, 2009. — 606 с.
  9. Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / ред. и сост. Н. Н. Мазур. — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2023. — 544 с.
  10. Монументальное искусство и архитектура. Проблемы синтеза искусств в истории и в ХХI веке: коллект. монография по материалам междунар. конф. XXXII Алпатовские чтения, Москва, РАХ, 25–26 ноября 2021 г. / науч. рук Д. О. Швидковский; науч. ред. Е. О. Романова. — М.: РАХ, 2022. — 336 с.
  11. Плотников Н. С. Живое знание: идеи конкретного познания у С. Франка и В. Дильтея // Герменевтика. Психология. История. [Вильгельм Дильтей и современная философия]: материалы науч. конф. РГГУ / ред. Н. С. Плотников. — М.: Три квадрата, 2002. — 208 с.
  12. Росси А. Научная автобиография. — М.: Strelka Press, 2009. — 176 с.
  13. Сальникова Е. В. Обсуждение работы журнала «Советский экран» в 1958 году. Кино и критика между идеологией и коммерцией // Художественная культура. — 2024. — № 1 (48). — С. 212–243: [сайт] — URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/f27/90fs5juk10y3kjd7lfoikg5ip60m027n/hk_2024_1_212.pdf (дата обращения: 18.03.2025).
  14. Сальникова Е. В. Специфика пластического мышления в кино // Художественная культура. — 2018. — № 2 (24). — С. 138–167: [сайт] — URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/38b/hk_2018_02_138_167_salnikova.pdf (дата обращения: 18.03.2025).
  15. Харман Г. Спекулятивный реализм: введение. — М.: Рипол классик, 2020. — 290 с.
  16. Шарапов И. А. Дискурс орнамента в архитектуре ХХ века // Художественная культура. — 2021. — № 2 (37). — С. 60–87: [сайт] — URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/2f9/hk_2021_2_60_87_sharapov.pdf (дата обращения: 18.03.2025).
  17. Шарапов И. А. Орнамент в архитектуре ХХ века: от эстетики к структуре // Вестн. Моск. информ.-технол. ун-та — Моск. арх.-строит. ин-та. — 2023. — № 4. — С. 53–56: [сайт] — URL: https://masi.ru/upload/iblock/dad/f8ifuvn8u98l3jw6wi7my745c5niupmu.pdf (дата обращения: 18.03.2025).
  18. Salnikova E. The Colours Composition in The Diamond Arm by Leonid Gaidai // Art & Culture Studies. — 2023. — № 1 (44). — P. 156–179: [сайт] — URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/587/hk_2023_1_156.pdf (дата обращения: 18.03.2025).
  19. Tschumi B. Architectural protect Joyce‘s Garden, London, 1976–2024 // Official site architect Bernard Tschumi: [сайт] — URL: https://www.tschumi.com/projects/49 (дата обращения: 18.03.2025).
  20. Tschumi B. Cinegram Folie: Le Parc De La Villette. — Princeton Architectural Press, 1988. — 56 p.

References

  1. Bashlyar G. Izbrannoe: poetika prostranstva. — M.: Rossijskaya politicheskaya enciklopediya ROSSPEN, 2004. — 376 s.
  2. Ben‘yamin V. Bodler. — M.: Ad Marginem Press, 2023. — 224 s.
  3. Ben‘yamin V. Proiskhozhdenie nemeckoj barochnoj dramy. — M.: Agraf, 2002. — 288 s.
  4. Bodler Sh. Parizhskij splin. — M.: Ripol klassik, 2003. — 224 s.
  5. Debor G. Situacionisty i novye formy dejstviya v politike i iskusstve: stat‘i i deklaracii, 1952–1985. — M.: Gileya, 2018. — 388 s.
  6. Zenkin S. N. Teoriya literatury: problemy i rezul‘taty. — M.: Novoe lit. obozrenie, 2018. — 368 s.
  7. Kornel‘ P. Puti k rayu: kommentarij k poteryannoj rukopisi. — SPb.: Azbuka-Klassika, 1999. — 167 s.
  8. Lifshic M. Pochemu ya ne modernist? — M.: Iskusstvo — XXI vek, 2009. — 606 s.
  9. Mir obrazov. Obrazy mira. Antologiya issledovanij vizual‘noj kul‘tury / red. i sost. N. N. Mazur. — SPb.: Izd-vo Evropejskogo universiteta, 2023. — 544 s.
  10. Monumental‘noe iskusstvo i arhitektura. Problemy sinteza iskusstv v istorii i v XXI veke: kollekt. monografiya po materialam mezhdunar. konf. XXXII Alpatovskie chteniya, Moskva, RAH, 25–26 noyabrya 2021 g. / nauch. ruk D. O. Shvidkovskij; nauch. red. E. O. Romanova. — M.: RAH, 2022. — 336 s.
  11. Plotnikov N. S. Zhivoe znanie: idei konkretnogo poznaniya u S. Franka i V. Dil‘teya // Germenevtika. Psihologiya. Istoriya. [Vil‘gel‘m Dil‘tej i sovremennaya filosofiya]: materialy nauch. konf. RGGU / red. N. S. Plotnikov. — M.: Tri kvadrata, 2002. — 208 s.
  12. Rossi A. Nauchnaya avtobiografiya. — M.: Strelka Press, 2009. — 176 s.
  13. Sal‘nikova E. V. Obsuzhdenie raboty zhurnala «Sovetskij ekran» v 1958 godu. Kino i kritika mezhdu ideologiej i kommerciej // Hudozhestvennaya kul‘tura. — 2024. — № 1 (48). — S. 212–243: [sajt] — URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/f27/90fs5juk10y3kjd7lfoikg5ip60m027n/hk_2024_1_212.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2025).
  14. Sal‘nikova E. V. Specifika plasticheskogo myshleniya v kino // Hudozhestvennaya kul‘tura. — 2018. — № 2 (24). — S. 138–167: [sajt] — URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/38b/hk_2018_02_138_167_salnikova.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2025).
  15. Harman G. Spekulyativnyj realizm: vvedenie. — M.: Ripol klassik, 2020. — 290 s.
  16. Sharapov I. A. Diskurs ornamenta v arhitekture XX veka // Hudozhestvennaya kul‘tura. — 2021. — № 2 (37). — S. 60–87: [sajt] — URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/2f9/hk_2021_2_60_87_sharapov.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2025).
  17. Sharapov I. A. Ornament v arhitekture XX veka: ot estetiki k strukture // Vestn. Mosk. inform.-tekhnol. un-ta — Mosk. arh.-stroit. in-ta. — 2023. — № 4. — S. 53–56: [sajt] — URL: https://masi.ru/upload/iblock/dad/f8ifuvn8u98l3jw6wi7my745c5niupmu.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2025).
  18. Salnikova E. The Colours Composition in The Diamond Arm by Leonid Gaidai // Art & Culture Studies. — 2023. — № 1 (44). — P. 156–179: [sajt] — URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/587/hk_2023_1_156.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2025).
  19. Tschumi B. Architectural protect Joyce‘s Garden, London, 1976–2024 // Official site architect Bernard Tschumi: [sajt] — URL: https://www.tschumi.com/projects/49 (data obrashcheniya: 18.03.2025).
  20. Tschumi B. Cinegram Folie: Le Parc De La Villette. — Princeton Architectural Press, 1988. — 56 p.