Выставка «Russian Samizdat Art» (1982) в истории русской художественной эмиграции в Нью-Йорке

DOI: 10.25628/UNIIP.2025.64.1.033

Ризнычок Ирина Андреевна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Россия

Выставка «Russian Samizdat Art» (1982) в истории русской художественной эмиграции в Нью-Йорке

Для цитирования
Ризнычок И. А. Выставка «Russian Samizdat Art» (1982) в истории русской художественной эмиграции в Нью-Йорке // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2025. − № 1 (64). − С. 99−105.  DOI: 10.25628/UNIIP.2025.64.1.033

Статья поступила в редакцию 10.02.2025.
Опубликована: 30.03.2025.

Аннотация: Статья посвящена истории выставки Russian Samizdat Art [«Русское искусство сам­издата»], в 1982 г. представлявшей рукотворные книги и объекты советских художников и поэтов в галерее Franklin Furnace [«Франклин Фернис»] в Нью-Йорке. Анализируя выставочную историю проекта в контексте холодной войны, автор обращает внимание на то, как американская критика проекта высветила и усугубила противоречивые позиции внутри третьей волны русской художественной эмиграции по отношению к репрезентации своего искусства на арт-сцене Нью-Йорка.

Ключевые слова: самиздат, русская художественная эмиграция, Нью-Йорк, советское неофициальное искусство, художественная критика, диалог культур


Riznychok Irina A., Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU)

Russian Samizdat Art exhibition (1982) in the history of the russian artistic emigration in New York

Annotation. The article is devoted to the history of the exhibition Russian Samizdat Art, which presented handmade books and objects by Soviet artists and poets at the Franklin Furnace Gallery in New York in 1982. Analysing the exhibition history of the project in the context of the Cold War, the author draws attention to the ways in which American criticism of the project highlighted and exacerbated the contradictory positions within the third wave of Russian artistic emigration in relation to the representation of their art on the New York art scene.

Key words: samizdat, Russian artistic emigration, New York, Soviet unofficial art, art criticism, cultural dialogue


Список использованных источников:

  1. Герловины Р. и В. Документация выставки «Русский самиздат арт». 2007: [сайт] — URL: http://www.gerlovin.com/samizdat.htm (дата обращения: 15.02.2022).
  2. Коллективное письмо Нортону Доджу от русских художников от 2 июня 1982 г. Архив Музея современного искусства «Гараж». Ф. М. Мастерковой-Тупицыной и В. Агамова-Тупицына. MVT-III.A.3-1982-D17231.
  3. Письмо Маргариты Тупицыной в газету «Виллидж Войс». «Искусство, доступное публике». 1982 г. Архив Музея современного искусства «Гараж». Ф. М. Мастерковой-Тупицыной и В. Агамова-Тупицына. MVT-II–MT-1982-D16653.
  4. Переписка художников с журналом «А-Я»: в 2 т. Т. 2. 1982–2000. — М.: Новое лит. обозрение, 2018. — 712 с.
  5. Ризнычок И. А. «Пока оседает пыль»: восприятие выставок художников-эмигрантов из СССР в американской прессе в 1970–1980-е гг. // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 2: Гуманитар. науки. 2019. — Т. 21. — № 4 (193). — С. 182–195: [сайт] — URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/79691 (дата обращения: 15.02.2022).
  6. Ризнычок И. А. «Человек, поссорившийся с Хрущевым»: Эрнст Неизвестный в американской прессе в 1960–1980-е гг. // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 2: Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25. — № 1. — С. 58–79: [сайт] — URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121711 (дата обращения: 15.02.2022).
  7. Русское арт-зарубежье. Вторая половина XX века — начало XXI века / сост. и инт. З. Стародубцева; под ред. А. Обуховой. — М.: Гос. центр совр. искусства, 2010. — 360 с.
  8. Русские художники за рубежом. 1970–2010-е годы / авт.-сост. и инт. З. Б. Стародубцева. — М.: Букс-МАрт, 2020. — 688 с.
  9. Cohen R. H. Russian Samizdat Art // Artforum. — 1982. — Summer. — P. 88.
  10. Gerlovin R. and V. Russian Samizdat Books // Flue 2. — № 2 (Spring 1982). — P. 10–15.
  11. Harnik J. This Underground Art Challenges Our American Concepts of What the Term Really Means // The Villager. — 1982. — Vol. 50. — № 13. — March 18. — P. 10.
  12. Kemp-Welch K. Countercultural Misunderstandings: Alternative Art and Cold War // Art History. — 2022. — Vol. 45, I. 5. — November. — P. 1126–1147.
  13. Larson K. The Red Letters // New York Magazine. — 1982. — March 29. — P. 74, 76.
  14. Letters. Uncle Samizdat // The Village Voice. — 1982. — Vol. XXVII. — № 15. — April 13. — P. 33. (Архив Исслед. центра Восточной Европы при Бременском ун-те. FSO 02–022 / 7-11-16).
  15. Lippard L. Forbidden Fruits // The Village Voice. — 1982. — March 30. — P. 105. (Архив Музея современного искусства «Гараж». Фонд М. Мастерковой-Тупицыной и В. Агамова-Тупицына. MVT-IV-1982-Village Voice-L60983): [сайт] — URL: https://russianartarchive.net/en/catalogue/document/L60983 (дата обращения: 10.01.2023).
  16. Oral history interview with Martha Wilson. — 2017. — May, 17–18. (Archives of American Art, Smithsonian Institution): [сайт] — URL: https://www.aaa.si.edu/collections/interviews/oral-history-interview-martha-wilson-17463 (дата обращения: 10.01.2023).
  17. Russian Samizdat Art. Essays by John E. Bowlt, S. Bojko, R. and V. Gerlovin / Ed. C. Doria. — New York: Willis Locker & Owens Publishing, 1986. — 210 p.
  18. Tupitsyn M. Moscow Vanguard Art, 1922–1992. — London; New Haven: Yale Univ. Press, 2017. — 288 p.
  19. Tupitsyn M. Sots Art: Round Dance versus Ritual // Social Text. — 1989. — № 22. — Spring. — P. 148–153.
  20. Tupitsyn M. Showing Sots art in New York // Exhibit Russia: The new international decade, 1986–1996 / Ed. by R. Addison, & K. Fowle. — Moscow: Artguide. — 2016. — P. 39–40.
  21. Tupitsyn M., Agamov-Tupitsyn V. Anti-Shows: APTART, 1982–84 / Ed. by M. Tupitsyn, V. Tupitsyn and D. Morris. — London: Afterall Books; London: Koenig Books, 2017. — 256 p.

References

  1. Gerloviny R. i V. Dokumentaciya vystavki «Russkij samizdat arT». 2007: [sajt] — URL: http://www.gerlovin.com/samizdat.htm (data obrashcheniya: 15.02.2022).
  2. Kollektivnoe pis’mo Nortonu Dodzhu ot russkikh khudozhnikov ot 2 iyunya 1982 g. Arkhiv Muzeya sovremennogo iskusstva «GaraZH». F. M. Masterkovoj-Tupicynoj i V. Agamova-Tupicyna. MVT-III.A.3-1982-D17231.
  3. Pis’mo Margarity Tupicynoj v gazetu «Villidzh VojS». «Iskusstvo, dostupnoe publikE». 1982 g. Arkhiv Muzeya sovremennogo iskusstva «GaraZH». F. M. Masterkovoj-Tupicynoj i V. Agamova-Tupicyna. MVT-II–MT-1982-D16653.
  4. Perepiska khudozhnikov s zhurnalom «A-YA»: v 2 t. T. 2. 1982–2000. — M.: Novoe lit. obozrenie, 2018. — 712 s.
  5. Riznychok I. A. «Poka osedaet pyl’»: vospriyatie vystavok khudozhnikov-ehmigrantov iz SSSR v amerikanskoj presse v 1970–1980-e gg. // Izv. Ural. feder. un-ta. Ser. 2: Gumanitar. nauki. 2019. — T. 21. — № 4 (193). — S. 182–195: [sajt] — URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/79691 (data obrashcheniya: 15.02.2022).
  6. Riznychok I. A. «Chelovek, possorivshijsya s KhrushchevyM»: Ehrnst Neizvestnyj v amerikanskoj presse v 1960–1980-e gg. // Izv. Ural. feder. un-ta. Ser. 2: Gumanitarnye nauki. — 2023. — T. 25. — № 1. — S. 58–79: [sajt] — URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121711 (data obrashcheniya: 15.02.2022).
  7. Russkoe art-zarubezh’e. Vtoraya polovina XX veka — nachalo XXI veka / sost. i int. Z. Starodubceva; pod red. A. Obukhovoj. — M.: Gos. centr sovr. iskusstva, 2010. — 360 s.
  8. Russkie khudozhniki za rubezhom. 1970–2010-e gody / avt.-sost. i int. Z. B. Starodubceva. — M.: Buks-MArt, 2020. — 688 s.
  9. Cohen R. H. Russian Samizdat Art // Artforum. — 1982. — Summer. — P. 88.
    Gerlovin R. and V. Russian Samizdat Books // Flue 2. — № 2 (Spring 1982). — P. 10–15.
  10. Harnik J. This Underground Art Challenges Our American Concepts of What the Term Really Means // The Villager. — 1982. — Vol. 50. — № 13. — March 18. — P. 10.
  11. Kemp-Welch K. Countercultural Misunderstandings: Alternative Art and Cold War // Art History. — 2022. — Vol. 45, I. 5. — November. — P. 1126–1147.
  12. Larson K. The Red Letters // New York Magazine. — 1982. — March 29. — P. 74, 76.
  13. Letters. Uncle Samizdat // The Village Voice. — 1982. — Vol. XXVII. — № 15. — April 13. — P. 33. (Arkhiv Issled. centra Vostochnoj Evropy pri Bremenskom un-te. FSO 02–022 / 7-11-16).
  14. Lippard L. Forbidden Fruits // The Village Voice. — 1982. — March 30. — P. 105. (Arkhiv Muzeya sovremennogo iskusstva «GaraZH». Fond M.
  15. Masterkovoj-Tupicynoj i V. Agamova-Tupicyna. MVT-IV-1982-Village Voice-L60983): [sajt] — URL: https://russianartarchive.net/en/catalogue/document/L60983 (data obrashcheniya: 10.01.2023).
  16. Oral history interview with Martha Wilson. — 2017. — May, 17–18. (Archives of American Art, Smithsonian Institution): [sajt] — URL: https://www.aaa.si.edu/collections/interviews/oral-history-interview-martha-wilson-17463 (data obrashcheniya: 10.01.2023).
  17. Russian Samizdat Art. Essays by John E. Bowlt, S. Bojko, R. and V. Gerlovin / Ed. C. Doria. — New York: Willis Locker & Owens Publishing, 1986. — 210 p.
  18. Tupitsyn M. Moscow Vanguard Art, 1922–1992. — London; New Haven: Yale Univ. Press, 2017. — 288 p.
  19. Tupitsyn M. Sots Art: Round Dance versus Ritual // Social Text. — 1989. — № 22. — Spring. — P. 148–153.
  20. Tupitsyn M. Showing Sots art in New York // Exhibit Russia: The new international decade, 1986–1996 / Ed. by R. Addison, & K. Fowle. — Moscow: Artguide. — 2016. — P. 39–40.
  21. Tupitsyn M., Agamov-Tupitsyn V. Anti-Shows: APTART, 1982–84 / Ed. by M. Tupitsyn, V. Tupitsyn and D. Morris. — London: Afterall Books; London: Koenig Books, 2017. — 256 p.