DOI: 10.25628/UNIIP.2025.64.1.034
Долматова Анна Анатольевна
Нижегородский архитектурно строительный университет (ННГАСУ), Нижний Новгород, Россия
Минимализм и простота как парадигмы современного дизайна
Для цитирования
Долматова А. А. Минимализм и простота как парадигмы современного дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2025. − № 1 (64). − С. 106−109. DOI: 10.25628/UNIIP.2025.64.1.034
Статья поступила в редакцию 17.02.2025.
Опубликована: 30.03.2025.
Аннотация: В статье анализируется современный дизайн, который активно использует минимализм как инструмент снижения напряжения. Интерфейсы приложений без лишних деталей, монохромная эстетика гаджетов, плоские иконки — все это ответ на перегрузку сенсорными стимулами. Исследования в области нейроэстетики показывают, что простота визуальных образов активирует зоны мозга, связанные с удовольствием и релаксацией, в то время как хаотичные композиции провоцируют стресс.
Ключевые слова: эстетика, функция, лаконизм, этика, эволюция цифровых технологий, стресс, минимализм, визуальные коммуникации
Dolmatova Аnna A., Nizhny Novgorod University of Architecture and Civil Engineering (NNGASU)
Minimalism and simplicity as paradigms of modern design
Annotation. The article analyzes modern design, which actively uses minimalism as a stress reduction tool. Application interfaces devoid of unnecessary details, monochrome aesthetics of gadgets, flat icons — all this is a response to sensory overload. Research in the field of neuroesthetics shows that the simplicity of visual images activates areas of the brain associated with pleasure and relaxation, while chaotic compositions provoke stress.
Key words: aesthetics, function, laconism, ethics, digital technology evolution, stress, minimalism, visual communication
Список использованных источников:
- Адамс Ш., Стоун Т. Л. Дизайн и цвет. Практикум. Реальное руководство по использованию цвета в графическом дизайне. — М.: КоЛибри, 2024. — 240 с.
- Девидар Х. Теории архитектуры Вайолет Ле Дюк // Портал исследований. — Британский ун-т в Египте, 2017.
- Михайлова А. С., Сафин Р. С., Михайлов С. М. Хронологический подход в представлении истории дизайна // Дизайн. Материалы. Технология. — 2024. — № 2. — С. 52–61.
- Правдивцев В. Философия минимализма в дизайне XXI века. — М.: Архитектон, 2018. — 150 с.
- Тепловая электростанция с лыжным склоном на крыше — архитектура будущего от Bjarke Ingels Group // DSpace БГТУ. — 2022. — № 12. — С. 20: [сайт] — URL: http://dspace.bstu.ru (дата обращения: 01.07.2024).
- Apple Inc. Apple Reinvents the Phone with iPhone. — 2007: [сайт] — URL: https://www.apple.com (дата обращения: 01.07.2024).
- Baudrillard J. Système des objets. — Paris: Éditions Gallimard, 1968. — 287 p.
- Bergdoll B., Dickerman L. Bauhaus 1919–1933: Workshops in Modernity. — New York: The Museum of Modern Art, 2009. — 344 p.
- Bjarke Ingels Group. CopenHill: Architecture of a New Kind. — 2019: [сайт] — URL: https://www.big.dk (дата обращения: 01.07.2024).
- Hédénas J. Material and Form: Scandinavian Minimalism Today. — Stockholm: Design Publishing, 2021. — 180 p.
- Koren L. Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers. — Berkeley: Stone Bridge Press, 1994. — 96 p.
- Maeda J. The Laws of Simplicity. — Cambridge: MIT Press, 2006. — 117 p.
- Nielsen J. Flat Design: Trends and Risks. — 2012: [сайт] — URL: https://www.nngroup.com (дата обращения: 01.07.2024).
- Norman D. Living Design: Why Simplification Kills UX // Interaction Design. — 2010. — Vol. 7. — № 2. — P. 22–29.
- Pentagram. Mastercard Redesign: From Words to Symbols. — 2016: [сайт] — URL: https://www.pentagram.com (дата обращения: 01.07.2024).
- Rams D. Design as a Form of Existence // Design Journal. — 1995. — Vol. 12. — № 3. — P. 45–51.
- Rawsthorn A. Design as a Weapon: Art and Industry // The New York Times. — 2013: [сайт] — URL: https://www.nytimes.com (дата обращения: 01.07.2024).
- Sejima K., Nishizawa R. SANAA: Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa. — Basel: Actar; Birkhäuser, 2010. — 240 p.
- Sullivan L. The Autobiography of an Idea. — New York: American Institute of Architects, 1924. — 325 p.
- Vit A., Gomez Palacio B. Graphic Design, Referenced: A Visual Guide to the Language, Applications, and History of Graphic Design. — Rockport: Rockport Publishers, 2012. — 187 p.
References
- Adams SH., Stoun T. L. Dizajn i cvet. Praktikum. Real’noe rukovodstvo po ispol’zovaniyu cveta v graficheskom dizajne. — M.: KOLibri, 2024. — 240 s.
- Devidar KH. Teorii arkhitektury Vajolet Le Dyuk // Portal issledovanij. — Britanskij un-t v Egipte, 2017.
- Mikhajlova A. S., Safin R. S., Mikhajlov S. M. Khronologicheskij podkhod v predstavlenii istorii dizajna // Dizajn. Materialy. Tekhnologiya. — 2024. — № 2. — S. 52–61.
- Pravdivcev V. Filosofiya minimalizma v dizajne XXI veka. — M.: Arkhitekton, 2018. — 150 s.
- Teplovaya ehlektrostanciya s lyzhnym sklonom na kryshe — arkhitektura budushchego ot Bjarke Ingels Group // DSpace BGTU. — 2022. — № 12. — S. 20: [sajt] — URL: http://dspace.bstu.ru (data obrashcheniya: 01.07.2024).
- Apple Inc. Apple Reinvents the Phone with iPhone. — 2007: [sajt] — URL: https://www.apple.com (data obrashcheniya: 01.07.2024).
- Baudrillard J. Système des objets. — Paris: Éditions Gallimard, 1968. — 287 p.
- Bergdoll B., Dickerman L. Bauhaus 1919–1933: Workshops in Modernity. — New York: The Museum of Modern Art, 2009. — 344 p.
- Bjarke Ingels Group. CopenHill: Architecture of a New Kind. — 2019: [sajt] — URL: https://www.big.dk (data obrashcheniya: 01.07.2024).
- Hédénas J. Material and Form: Scandinavian Minimalism Today. — Stockholm: Design Publishing, 2021. — 180 p.
- Koren L. Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers. — Berkeley: Stone Bridge Press, 1994. — 96 p.
- Maeda J. The Laws of Simplicity. — Cambridge: MIT Press, 2006. — 117 p.
- Nielsen J. Flat Design: Trends and Risks. — 2012: [sajt] — URL: https://www.nngroup.com (data obrashcheniya: 01.07.2024).
- Norman D. Living Design: Why Simplification Kills UX // Interaction Design. — 2010. — Vol. 7. — № 2. — P. 22–29.
- Pentagram. Mastercard Redesign: From Words to Symbols. — 2016: [sajt] — URL: https://www.pentagram.com (data obrashcheniya: 01.07.2024).
- Rams D. Design as a Form of Existence // Design Journal. — 1995. — Vol. 12. — № 3. — P. 45–51.
- Rawsthorn A. Design as a Weapon: Art and Industry // The New York Times. — 2013: [sajt] — URL: https://www.nytimes.com (data obrashcheniya: 01.07.2024).
- Sejima K., Nishizawa R. SANAA: Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa. — Basel: Actar; Birkhäuser, 2010. — 240 p.
- Sullivan L. The Autobiography of an Idea. — New York: American Institute of Architects, 1924. — 325 p.
- Vit A., Gomez Palacio B. Graphic Design, Referenced: A Visual Guide to the Language, Applications, and History of Graphic Design. — Rockport: Rockport Publishers, 2012. — 187 p.