DOI: 10.25628/UNIIP.2025.64.1.032
Кун Гуан
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, Россия
Натюрморты Гуань Цзилань как репрезентация эмоционального мира художницы
Для цитирования
Кун Гуан. Натюрморты Гуань Цзилань как репрезентация эмоционального мира художницы // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2025. − № 1 (64). − С. 93−98. DOI: 10.25628/UNIIP.2025.64.1.032
Статья поступила в редакцию 10.01.2025.
Опубликована: 30.03.2025.
Аннотация: В начале XX века в Китае женщины-художницы стали свидетелями духовного и физического освобождения людей, пробуждения и роста их самосознания. Это ускорило процесс освоения живописцами принципов западного модернизма. В статье исследовано художественное развитие Гуань Цзилань (1903–1986) как живописца-станковиста, анализируется влияние эмоционального мира художницы на содержание и форму ее полотен, их экзистенциальный подтекст. Творчество художницы рассматривается в контексте культурных и социальных изменений, происходивших в XX веке в Китае.
Ключевые слова: китайские женщины-художники, живописное творчество Гуань Цзилань, картины-натюрморты, самовыражение, экзистенциальность
Kun Guan, Siberian State Institute of Arts named after D. Hvorostovsky
Still life paintings by Guan Zilan as a representation of the artist‘s emotional world
Annotation. In the early twentieth century, women artists in China witnessed the spiritual and physical liberation of people, awakening and growth of their self-awareness. This accelerated the process of mastering the principles of Western modernism. This article examines the artistic development of Guan Jilan (1903–1986) as an easel painter, analyzes the influence of the artist‘s emotional world on the content and form of her canvases, as well as their existential subtext. The work of the artist is considered in the context of cultural and social changes that took place in China in the twentieth century.
Key words: Chinese women artists, Guan Zilan‘s paintings, still life paintings, self-expression, existentialism
Список использованных источников:
- Ван Мэйи. Красота в мире Республики — Гуань Цзылань // Литературная жизнь (Искусство Китая). — 2013. — № 3. — С. 20–23.
- Горбунова К. В. Символика цвета в теории В. В. Кандинского // Вестн. РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. — 2010. — № 15 (58). — С. 194–200.
- Гуань Цзилань [关紫兰] // Байду байкэ [百度百科;Электронная энциклопедия «Байду байкэ»]: [сайт] — URL: https://baike.baidu.com (дата обращения: 05.01.2025) (на кит. яз.).
- Донченко А. И. Развитие живописи в Пекине в начале XX века // Восточная Азия: факты и аналитика. — 2021. — № 1. — С. 39–50. — DOI: 10.24412/26-86-7702-2021-1-39-50.
- Жайбалиева Л. Т., Тулина П. М. Развитие японской культуры в XVIII–XX веках // Искусство. Наука. Культура: Актуальные проблемы практики и теории: сб. материалов всерос. междунар. науч.-практ. конф.: в 5 т., Белгород, 18 февраля 2022 г. Т. 1. — Белгород: БГИИК, 2022. — С. 185–190.
- Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства / пер. с англ. С. П. Евтушенко; общ. ред. и послесл. В. П. Шестакова. — М.: Республика, 2000. — 287 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
- Лю Минху. Изучение и анализ структуры шанхайского рынка живописи и каллиграфии во времена Китайской Республики // Художественное обозрение. — 2017. — № 3. — С. 114–117.
- Лю Хайсу. Избранные статьи об искусстве. — Шанхай: Шанхайское нар. изд-во изобразит. искусств, 1987. — 569 c.
- Люй Чао. Трансформация художественной культуры Китая в период Республики (1912–1949 гг.): дис. … канд. культурологии. — 2023. — 166 с. — EDN QGASUB.
- Тан Инцюн. Краткий анализ художественных характеристик и творческих целей женщин-художниц периода Китайской Республики // Цветок женьшеня. — 2013. — № 6. — С. 61–83.
- Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. — М.: Прогресс, 1993. — 324 с.
- Цао Тиншу. История развития китайской масляной живописи в период с 1900 по 1949 гг. // Культура и искусство. — 2021. — № 4. — С. 94–103.
- Чэнь Баои. Краткая заметка о процессе движения западной живописи // Шанхайский художественный ежемесячник. — 1942. — № 5. — С. 164–176.
References
- Van Mehji. Krasota v mire Respubliki — Guan’ Czylan’ // Literaturnaya zhizn’ (Iskusstvo Kitaya). — 2013. — № 3. — S. 20–23.
- Gorbunova K. V. Simvolika cveta v teorii V. V. Kandinskogo // Vestn. RGGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie. — 2010. — № 15 (58). — S. 194–200.
- Guan’ Czilan’ [关紫兰] // Bajdu bajkeh [百度百科;Ehlektronnaya ehnciklopediya «Bajdu bajkEH»]: [sajt] — URL: https://baike.baidu.com (data obrashcheniya: 05.01.2025) (na kit. yaz.).
- Donchenko A. I. Razvitie zhivopisi v Pekine v nachale XX veka // Vostochnaya Aziya: fakty i analitika. — 2021. — № 1. — S. 39–50. — DOI: 10.24412/26-86-7702-2021-1-39-50.
- Zhajbalieva L. T., Tulina P. M. Razvitie yaponskoj kul’tury v XVIII–XX vekakh // Iskusstvo. Nauka. Kul’tura: Aktual’nye problemy praktiki i teorii: sb. materialov vseros. mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 5 t., Belgorod, 18 fevralya 2022 g. T. 1. — Belgorod: BGIIK, 2022. — S. 185–190.
- Langer S. Filosofiya v novom klyuche: issledovanie simvoliki razuma, rituala i iskusstva / per. s angl. S. P. Evtushenko; obshch. red. i poslesl. V. P. Shestakova. — M.: Respublika, 2000. — 287 s.
- Leont’ev A. N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. — M.: Politizdat, 1975. — 302 s.
- Lyu Minkhu. Izuchenie i analiz struktury shankhajskogo rynka zhivopisi i kalligrafii vo vremena Kitajskoj Respubliki // Khudozhestvennoe obozrenie. — 2017. — № 3. — S. 114–117.
- Lyu Khajsu. Izbrannye stat’i ob iskusstve. — Shankhaj: Shankhajskoe nar. izd-vo izobrazit. iskusstv, 1987. — 569 c.
- Lyuj Chao. Transformaciya khudozhestvennoj kul’tury Kitaya v period Respubliki (1912–1949 gg.): dis. … kand. kul’turologii. — 2023. — 166 s. — EDN QGASUB.
- Tan Incyun. Kratkij analiz khudozhestvennykh kharakteristik i tvorcheskikh celej zhenshchin-khudozhnic perioda Kitajskoj Respubliki // Cvetok zhen’shenya. — 2013. — № 6. — S. 61–83.
- Florenskij P. A. Analiz prostranstvennosti i vremeni v khudozhestvenno-izobrazitel’nykh proizvedeniyakh. — M.: Progress, 1993. — 324 s.
- Cao Tinshu. Istoriya razvitiya kitajskoj maslyanoj zhivopisi v period s 1900 po 1949 gg. // Kul’tura i iskusstvo. — 2021. — № 4. — S. 94–103.
- Chehn’ Baoi. Kratkaya zametka o processe dvizheniya zapadnoj zhivopisi // Shankhajskij khudozhestvennyj ezhemesyachnik. — 1942. — № 5. — S. 164–176.