DOI 10.25628/UNIIP.2025.65.2.015
Баринова Полина Валерьевна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация
Быстрова Татьяна Юрьевна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ); филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект, Екатеринбург, Российская Федерация
Гипербола в графическом дизайне: визуальные средства выразительности
Для цитирования
Баринова П. В., Быстрова Т. Ю. Гипербола в графическом дизайне: визуальные средства выразительности // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2025. − № 2 (65). − С. 101−106. DOI 10.25628/UNIIP.2025.65.2.015
Статья поступила в редакцию 18.03.2025.
Опубликована 30.06.2025.
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию гиперболы и впервые предпринята попытка выявления ее визуальных средств создания выразительного образа в графическом дизайне. На основе анализа, с использованием метода аналогии демонстрируется, как гипербола усиливает выразительность образов в искусстве и рекламе. В результате исследования выявлены и систематизированы визуальные средства гиперболизации, используемые для усиления выразительности и создания комического эффекта.
Ключевые слова: дизайн, графический дизайн, коммуникативный дизайн, коммуникация, эмоциональный дизайн, гипербола, визуальная гипербола.
Barinova P. V., Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Yekaterinburg, Russian Federation
Bystrova T. Yu., Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU); Branch of FSBI «CIRD of the Ministry of Construction of Russia» UralNIIprojekt, Yekaterinburg, Russian Federation
Hyperbole in graphic design: visual means of expressiveness
Annotation. This article is devoted to the study of hyperbole and the first attempt to identify its visual means of creating an expressive image in graphic design. Based on an analysis using the analogy method, it demonstrates how hyperbole enhances the expressiveness of images in art and advertising. As a result of the study, visual means of hyperbolization used to enhance expressiveness and create a comic effect are identified and systematized.
Keywords: design, graphic design, communicative design, communication, emotional design, hyperbole, visual hyperbole.
Список использованной литературы
- Барри П. Книга рекламных концепций. — 2‑е изд. — СПб.: Дитон, 2012. — 296 с.
- Борев Ю. Б. О комическом. — М.: Искусство, 1970. — 269 с.
- Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. — 2‑е изд. — Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. — 374 с.
- Ермакова О. П. Некоторые размышления о гиперболе и тропах // Семантика и прагматика языковых единиц. — Калуга: Изд-во Калуж. гос. ун-та им. К. Э. Циолковского, 2019. — С. 75–87.
- Заболотская Е. А. Стилистический прием «гипербола» в живописи и графике // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2022. — № 11. — С. 5–8. — DOI: 10.37882/2500–3682.2022.11.04.
- Заболотская Е. А Стилистический прием «гипербола» в рекламе медиа о моде // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2022. — № 4–1. — С. 234–241: [сайт] — URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2022–4/c9‑zabolotskaya.pdf (дата обращения: 18.03.2025).
- Каменева В. А., Рабкина Н. В., Горбачева О. Н. Визуальная стилистика (на материале рекламного текста) // Политическая лингвистика. — 2022. — № 5 (95). — С. 199–207: [сайт] — URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/17676 (дата обращения: 18.03.2025).
- Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. — Воронеж: ВГТУ, 2003. — 178 с.
- Крысин Л. П. Гипербола в русской разговорной речи // Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике: [сайт] — URL: http://www.philology.ru/linguistics2/krysin-04d.htm (дата обращения: 19.03.2025).
- Купина Н. А. Стилистика современного русского языка: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2013. — 415 с.
- Пивоварова Н. А. Тропы в проектной методологии отечественного графического дизайна XX–XXI вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 12. — С. 196–202: [сайт] — URL: https://www.gramota.net/article/hss20171851/fulltext (дата обращения: 18.03.2025).
- Поречная В. И. Конвергенция метафоризации и гиперболизации (расширение семантического пространства): тропические и когнитивные аспекты // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. «Аллегория. Метафора. Символ». — 2024. — № 4. — С. 187–197. — DOI: https://doi.org/10.29025/2079‑6021‑2024‑4‑187‑197.
References
- Barri P. Kniga reklamnyh koncepcij. — 2‑e izd. — SPb.: Diton, 2012. — 296 s.
- Borev Yu. B. O komicheskom. — M.: Iskusstvo, 1970. — 269 s.
- Bystrova T. Yu. Veshch‘. Forma. Stil‘: Vvedenie v filosofiyu dizajna. — 2‑e izd. — Ekaterinburg: Kabinetnyj uchenyj, 2017. — 374 s.
- Ermakova O. P. Nekotorye razmyshleniya o giperbole i tropah // Semantika i pragmatika yazykovyh edinic. — Kaluga: Izd-vo Kaluzh. gos. un-ta im. K. E. Ciolkovskogo, 2019. — S. 75–87.
- Zabolotskaya E. A. Stilisticheskij priem «giperbola» v zhivopisi i grafike // Sovremennaya nauka: aktual‘nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie. — 2022. — № 11. — S. 5–8. — DOI: 10.37882/2500–3682.2022.11.04.
- Zabolotskaya E. A Stilisticheskij priem «giperbola» v reklame media o mode // Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. — 2022. — № 4–1. — S. 234–241: [sajt] — URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2022–4/c9‑zabolotskaya.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2025).
- Kameneva V. A., Rabkina N. V., Gorbacheva O. N. Vizual‘naya stilistika (na materiale reklamnogo teksta) // Politicheskaya lingvistika. — 2022. — № 5 (95). — S. 199–207: [sajt] — URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/17676 (data obrashcheniya: 18.03.2025).
- Kashkin V. B. Vvedenie v teoriyu kommunikacii: ucheb. posobie. — Voronezh: VGTU, 2003. — 178 s.
- Krysin L. P. Giperbola v russkoj razgovornoj rechi // Russkoe slovo, svoe i chuzhoe: Issledovaniya po sovremennomu russkomu yazyku i sociolingvistike: [sajt] — URL: http://www. philology.ru/linguistics2/krysin-04d.htm (data obrashcheniya: 19.03.2025).
- Kupina N. A. Stilistika sovremennogo russkogo yazyka: uchebnik dlya bakalavrov. — M.: Yurajt, 2013. — 415 s.
- Pivovarova N. A. Tropy v proektnoj metodologii otechestvennogo graficheskogo dizajna XX–XXI vv. // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul‘turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. — 2017. — № 12. — S. 196–202: [sajt] — URL: https://www.gramota.net/article/hss20171851/fulltext (data obrashcheniya: 18.03.2025).
- Porechnaya V. I. Konvergenciya metaforizacii i giperbolizacii (rasshirenie semanticheskogo prostranstva): tropicheskie i kognitivnye aspekty // Aktual‘nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki. «Allegoriya. Metafora. Simvol». — 2024. — № 4. — S. 187–197. — DOI: https://doi.org/10.29025/2079‑6021‑2024‑4‑187‑197.