DOI 10.25628/UNIIP.2025.65.2.016
Булатова Анастасия Васильевна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация
Журавлева Надежда Ивановна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация
Мельникова Светлана Витальевна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация
Использование нейросетей в дизайн-образовании
Для цитирования
Булатова А. В., Журавлева Н. И., Мельникова С. В. Использование нейросетей в дизайн-образовании // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2025. − № 2 (65). − С. 107−113. DOI 10.25628/UNIIP.2025.65.2.016
Статья поступила в редакцию 23.05.2025.
Опубликована 30.06.2025.
Аннотация. Авторы предлагают легализировать использование генеративных нейросетей в учебном процессе, связанном с профессиональной подготовкой будущих дизайнеров и студентов иных творческих специальностей, делятся опытом проведения занятий, предполагающих решение креативной задачи с помощью искусственного интеллекта. Отмечается, что преподаватель выступает не только в качестве эксперта, но и медиатора-посредника, задача которого состоит в организации безопасного пространства коммуникации и в эмоциональном вовлечении студентов в учебную деятельность.
Ключевые слова: генеративные нейросети, дизайн, образовательный процесс, методика занятия, медиация.
Bulatova A. V., Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Yekaterinburg, Russian Federation
Zhuravleva N. I.,Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Yekaterinburg, Russian Federation
Melnicova S. V.,Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Yekaterinburg, Russian Federation
The use of neural networks in design-focused education
Annotation. The authors propose changing the status of neural networks to officially recognized and share their experiences in educational practice. The change in the role of the teacher associated with the inclusion of artificial intelligence technologies in the educational process is substantiated. It is noted that the teacher acts not only as an expert, but also as a mediator whose task is to organize a safe communication space and to emotionally involve students-designers in educational activities
Keywords: neural networks, design, educational process, lesson methodology, mediation.
Список использованной литературы
- Булатова А. В., Журавлева Н. И., Мельникова С. В. Образовательный потенциал партиципаторных музейных методик // Вестн. Удмурт. ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2023. — Т. 33. — № 4. — С. 407–416: [сайт] — URL: https://journals.udsu.ru/philosophy-psychology-pedagogy/article/view/8333 (дата обращения: 07.05.2025).
- Булатова А. В., Журавлева Н. И., Мельникова С. В. Партиципаторные практики как пространство сотворчества нейросети и человека в педагогическом процессе // Изв. Урал. федер. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2023. — Т. 29. — № 4. — С. 211–221: [сайт] — URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/7258 (дата обращения: 07.05.2025).
- Булыгина А. О. Роль генеративных нейросетей в обучении искусствам студентов художественно-графических факультетов // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 78–3. — С. 44–47: [сайт] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-generativnyh-neyrosetey-v-obuchenii-iskusstvam-studentov-hudozhestvenno-graficheskih-fakultetov/viewer (дата обращения: 07.05.2025).
- Галкин Д. В, Коновалова К. В., Бобков С. П. К проблеме автоматизации творчества в сфере искусства и дизайна: инструментальный и генеративный подход // Вестн. Томск. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — 2021. — № 44. — С. 14–23: [сайт] — URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000898399 (дата обращения: 07.05.2025).
- Демшина А. Ю. Нейроэстетика: наука, искусство и цифровая культура XXI века // Вестн. Санкт-Петерб. гос. ин-та культуры. — 2023. — № 2 (55). — С. 21–26: [сайт] — URL: https://vestnik.spbgik.ru/stati/2956 (дата обращения: 07.05.2025).
- Жуков А. Д. Генеративный искусственный интеллект в образовательном процессе: вызовы и перспективы // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. — 2023. — № 5 (115). — С. 66–75: [сайт] — URL: https://sciup.org/generativnyj-iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovatelnom-processevyzovy-i-144162964 (дата обращения: 07.05.2025).
- Зеленова Ю. И., Манаева С. В. Творчество нейросетей: риски и возможности для современных дизайнеров // Бюл. науки и практики. — 2023. — Т. 9. — № 6. — С. 474–482: [сайт] — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54035045 (дата обращения: 07.05.2025).
- Иевлева Н. В., Потапова М. В. Свободная дискуссия: как говорить с молодежью в музее // Музей: науч.-практ. журнал. — 2018. — № 1–2. — С. 78–81: [сайт] — URL: https://panor.ru/articles/svobodnaya-diskussiya-kak-govorit-s-molodezhyu-v-muzee/10274.html# (дата обращения: 07.05.2025).
- Маликова Д. Н. Медиация: концепция и опыт Уральской индустриальной биеннале современного искусства // Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент: материалы всерос. конф. — Пермь, 2019. — С. 47–52: [сайт] — URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/413956978.pdf (дата обращения: 07.05.2025).
- Метелик Т. С. Генеративный метод проектирования и способы его реализации в графическом дизайне // Бизнес и дизайн ревю. — 2017. — Т. 1. — № 2 (6). — С. 11: [сайт] — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29128361_42200601.pdf (дата обращения: 07.05.2025).
- Миловидов С. В. Художественные особенности произведений компьютерного искусства, созданных с использованием технологий машинного обучения // Артикульт. — 2022. — № 4 (48). — С. 36–48: [сайт] — URL: https://articult.rsuh.ru/articult-48‑4‑2022/articult-48‑4‑2022‑milovidov.php (дата обращения: 07.05.2025).
- Пол К. Цифровое искусство. — М.: Ад Маргинем пресс, 2017. — 272 с.
- Салмин Л. Искусственный интеллект как шанс // Проект Байкал. — 2024. — № 79. — С. 30–37: [сайт] — URL: https://projectbaikal.com/index.php/pb/article/view/2280 (дата обращения: 07.05.2025).
- Самарина А. Е., Бояринов Д. А. Нейросети для генерации изображений: педагогический потенциал в высшем образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2023. — № 11. — С. 161–179: [сайт] — URL: https://e-koncept.ru/2023/231116.htm (дата обращения: 07.05.2025).
- Соколова Е. И. Искусственный интеллект и искусство // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. — 2021. — № 59. — С. 242–247: [сайт] — URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/773514171.pdf (дата обращения: 07.05.2025).
- Субботина М. В. Искусственный интеллект и высшее образование — враги или союзники // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Социология. — 2024. — Т. 24. — № 1. — С. 176–183: [сайт] — URL: https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/106830 (дата обращения: 07.05.2025).
- Сысоев П. В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. — 2024. — № 2 (33). — С. 31–53: [сайт] — URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4804 (дата обращения: 07.05.2025).
- Фадеева Т. Е. «Союз» художника с нечеловеческим агентом — утопия или рабочая модель художественного производства? // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2023 — Т. 25. — № 1 (88). — С. 108–115: [сайт] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soyuz-hudozhnika-s-nechelovecheskim-agentom-utopiya-ili-rabochaya-model-hudozhestvennogo-proizvodstva (дата обращения: 07.05.2025).
- Шмакова Л. Е., Ченушкина С. В., Краюхина О. Е. Генеративные подходы как средство развития креативности у студентов творческих специальностей // Мир науки, культуры, образования. — 2022. — № 4 (95). — С. 125–128: [сайт] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/generativnye-podhody-kak-sredstvo-razvitiya-kreativnosti-u-studentov-tvorcheskih-spetsialnostey (дата обращения: 07.05.2025).
- Boden M. A., Edmonds E. A. What is generative art? // Digital Creativity. — 2009. — Vol. 20 (1–2). — Р. 21–46: [сайт] — URL: https://www.researchgate.net/publication/233128802_What_is_generative_art (дата обращения: 07.05.2025).
- Forbes A. Creative AI: From Expressive Mimicry to Critical Inquiry // Artnodes. — July. — 2020. — № 26. — Р. 1–10: [сайт] — URL: https://www.researchgate.net/publication/343108987_Creative_AI_From_Expressive_Mimicry_to_Critical_Inquiry (дата обращения: 07.05.2025).
- Franco F. Generative Systems Art: The Work of Ernest Edmonds. — London; N. Y.: Routledge, 2017. — 158 p.
- Frankel Diane B. True Needs True Partners // True Needs, True Partners: Museums and Schools Transforming education. — Washington, D. C.: Institute of Museum Services, 1996. — P. 9–14.
- Hobbs T. The importance of generative art // Tylerxhobbs, 2021: [сайт] — URL: https://www.tylerxhobbs.com/words/the-importance-of-generative-art (дата обращения: 07.05.2025).
- Housen A. S. Aesthetic Thought, Critical Thinking and Transfer // Arts and Learning Research Journal. — 2001–2002. — Vol. 18. 1. — P. 99–131: [сайт] — URL: https://vtshome.org/wp-content/uploads/2016/08/5%C3%86sthetic-Thought-Critical-Thinking-and-Transfer.pdf (дата обращения: 07.05.2025).
- Krompton H., Berk D. Artificial intelligence in higher education: the state of the field // International Journal of Educational Technology in Higher Education. — 2023. — Vol. 20: [сайт] — URL: https://doi.org/10.1186/s41239‑023‑00392‑8 (дата обращения: 07.05.2025).
- Pearson M. Generative art: a practical guide using processing paperback. — N. Y.: Manning, 2011. — 240 p.
- Yenawine P. Thoughts on Visual Literacy Handbook of Research on Teaching Literacy through the Communicative and Visual Arts. — N. Y.: Routledge, 2004. — 936 p.
- Yu Hao. Reflection on whether Chat GPT should be banned by academia from the perspective of education and teaching // Frontiers in Psychology. — June. — 01. — 2023. — 12 p.: [сайт] — URL: https://www.researchgate.net/publication/371634141_Reflection_on_whether_Chat_GPT_should_be_banned_by_academia_from_the_perspective_of_education_and_teaching (дата обращения: 07.05.2025).
References
- Bulatova A. V., Zhuravleva N. I., Mel‘nikova S. V. Obrazovatel‘nyj potencial participatornyh muzejnyh metodik // Vestn. Udmurt. un-ta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. — 2023. — T. 33. — № 4. — S. 407–416: [sajt] — URL: https://journals.udsu.ru/philosophy-psychology-pedagogy/article/view/8333 (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Bulatova A. V., Zhuravleva N. I., Mel‘nikova S. V. Participatornye praktiki kak prostranstvo sotvorchestva nejroseti i cheloveka v pedagogicheskom processe // Izv. Ural. feder. un-ta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul‘tury. — 2023. — T. 29. — № 4. — S. 211–221: [sajt] — URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/7258 (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Bulygina A. O. Rol‘ generativnyh nejrosetej v obuchenii iskusstvam studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul‘tetov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2023. — № 78–3. — S. 44–47: [sajt] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-generativnyh-neyrosetey-v-obuchenii-iskusstvam-studentov-hudozhestvenno-graficheskih-fakultetov/viewer (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Galkin D. V, Konovalova K. V., Bobkov S. P. K probleme avtomatizacii tvorchestva v sfere iskusstva i dizajna: instrumental‘nyj i generativnyj podhod // Vestn. Tomsk. gos. un-ta. Kul‘turologiya i iskusstvovedenie. — 2021. — № 44. — S. 14–23: [sajt] — URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000898399 (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Demshina A. Yu. Nejroestetika: nauka, iskusstvo i cifrovaya kul‘tura XXI veka // Vestn. Sankt-Peterb. gos. in-ta kul‘tury. — 2023. — № 2 (55). — S. 21–26: [sajt] — URL: https://vestnik.spbgik.ru/stati/2956 (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Zhukov A. D. Generativnyj iskusstvennyj intellekt v obrazovatel‘nom processe: vyzovy i perspektivy // Vestn. Mosk. gos. un-ta kul‘tury i iskusstv. — 2023. — № 5 (115). — S. 66–75: [sajt] — URL: https://sciup.org/generativnyj-iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovatelnom-processevyzovy-i-144162964 (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Zelenova Yu. I., Manaeva S. V. Tvorchestvo nejrosetej: riski i vozmozhnosti dlya sovremennyh dizajnerov // Byul. nauki i praktiki. — 2023. — T. 9. — № 6. — S. 474–482: [sajt] — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54035045 (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Ievleva N. V., Potapova M. V. Svobodnaya diskussiya: kak govorit‘ s molodezh‘yu v muzee // Muzej: nauch.-prakt. zhurnal. — 2018. — № 1–2. — S. 78–81: [sajt] — URL: https://panor.ru/articles/svobodnaya-diskussiya-kak-govorit-s-molodezhyu-v-muzee/10274.html# (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Malikova D. N. Mediaciya: koncepciya i opyt Ural‘skoj industrial‘noj biennale sovremennogo iskusstva // Ekonomika vpechatlenij: muzejnyj, sobytijnyj, turisticheskij menedzhment: materialy vseros. konf. — Perm‘, 2019. — S. 47–52: [sajt] — URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/413956978.pdf (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Metelik T. S. Generativnyj metod proektirovaniya i sposoby ego realizacii v graficheskom dizajne // Biznes i dizajn revyu. — 2017. — T. 1. — № 2 (6). — S. 11: [sajt] — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29128361_42200601.pdf (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Milovidov S. V. Hudozhestvennye osobennosti proizvedenij komp‘yuternogo iskusstva, sozdannyh s ispol‘zovaniem tekhnologij mashinnogo obucheniya // Artikul‘t. — 2022. — № 4 (48). — S. 36–48: [sajt] — URL: https://articult.rsuh.ru/articult-48‑4‑2022/articult-48‑4‑2022‑milovidov.php (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Pol K. Cifrovoe iskusstvo. — M.: Ad Marginem press, 2017. — 272 s.
- Salmin L. Iskusstvennyj intellekt kak shans // Proekt Bajkal. — 2024. — № 79. — S. 30–37: [sajt] — URL: https://projectbaikal.com / index.php/pb/article/view/2280 (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Samarina A. E., Boyarinov D. A. Nejroseti dlya generacii izobrazhenij: pedagogicheskij potencial v vysshem obrazovanii // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». — 2023. — № 11. — S. 161–179: [sajt] — URL: https://e-koncept.ru/2023/231116.htm (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Sokolova E. I. Iskusstvennyj intellekt i iskusstvo // Nauchnye trudy Sankt-Peterburgskoj akademii hudozhestv. — 2021. — № 59. — S. 242–247: [sajt] — URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/773514171.pdf (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Subbotina M. V. Iskusstvennyj intellekt i vysshee obrazovanie — vragi ili soyuzniki // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. — 2024. — T. 24. — № 1. — S. 176–183: [sajt] — URL: https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/106830 (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Sysoev P. V. Etika i II-plagiat v akademicheskoj srede: ponimanie studentami voprosov soblyudeniya avtorskoj etiki i problemy plagiata v processe vzaimodejstviya s generativnym iskusstvennym intellektom // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2024. — № 2 (33). — S. 31–53: [sajt] — URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4804 (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Fadeeva T. E. «Soyuz» hudozhnika s nechelovecheskim agentom — utopiya ili rabochaya model‘ hudozhestvennogo proizvodstva? // Izv. Samar. nauch. centra Ros. akad. nauk. Social‘nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. — 2023 — T. 25. — № 1 (88). — S. 108–115: [sajt] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soyuz-hudozhnika-s-nechelovecheskim-agentom-utopiya-ili-rabochaya-model-hudozhestvennogo-proizvodstva (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Shmakova L. E., Chenushkina S. V., Krayuhina O. E. Generativnye podhody kak sredstvo razvitiya kreativnosti u studentov tvorcheskih special‘nostej // Mir nauki, kul‘tury, obrazovaniya. — 2022. — № 4 (95). — S. 125–128: [sajt] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/generativnye-podhody-kak-sredstvo-razvitiya-kreativnosti-u-studentov-tvorcheskih-spetsialnostey (data obrashcheniya: 07.05.2025).
- Boden M. A., Edmonds E. A. What is generative art? // Digital Creativity. — 2009. — Vol. 20 (1–2). — Р. 21–46: [сайт] — URL: https://www.researchgate.net/publication/233128802_What_is_generative_art (дата обращения: 07.05.2025).
- Forbes A. Creative AI: From Expressive Mimicry to Critical Inquiry // Artnodes. — July. — 2020. — № 26. — Р. 1–10: [сайт] — URL: https://www.researchgate.net/publication/343108987_Creative_AI_From_Expressive_Mimicry_to_Critical_Inquiry (дата обращения: 07.05.2025).
- Franco F. Generative Systems Art: The Work of Ernest Edmonds. — London; N. Y.: Routledge, 2017. — 158 p.
- Frankel Diane B. True Needs True Partners // True Needs, True Partners: Museums and Schools Transforming education. — Washington, D. C.: Institute of Museum Services, 1996. — P. 9–14.
- Hobbs T. The importance of generative art // Tylerxhobbs, 2021: [сайт] — URL: https://www.tylerxhobbs.com/words/the-importance-of-generative-art (дата обращения: 07.05.2025).
- Housen A. S. Aesthetic Thought, Critical Thinking and Transfer // Arts and Learning Research Journal. — 2001–2002. — Vol. 18. 1. — P. 99–131: [сайт] — URL: https://vtshome.org/wp-content/uploads/2016/08/5%C3%86sthetic-Thought-Critical-Thinking-and-Transfer.pdf (дата обращения: 07.05.2025).
- Krompton H., Berk D. Artificial intelligence in higher education: the state of the field // International Journal of Educational Technology in Higher Education. — 2023. — Vol. 20: [сайт] — URL: https://doi.org/10.1186/s41239‑023‑00392‑8 (дата обращения: 07.05.2025).
- Pearson M. Generative art: a practical guide using processing paperback. — N. Y.: Manning, 2011. — 240 p.
- Yenawine P. Thoughts on Visual Literacy Handbook of Research on Teaching Literacy through the Communicative and Visual Arts. — N. Y.: Routledge, 2004. — 936 p.
- Yu Hao. Reflection on whether Chat GPT should be banned by academia from the perspective of education and teaching // Frontiers in Psychology. — June. — 01. — 2023. — 12 p.: [сайт] — URL: https://www.researchgate.net/publication/371634141_Reflection_on_whether_Chat_GPT_should_be_banned_by_academia_from_the_perspective_of_education_and_teaching (дата обращения: 07.05.2025).